|
Урок как основная форма организации учебной деятельности |
|
Триединая задача урока
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Методы обучения
Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Прием
Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.
Система методов
Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний для самостоятельного решения познавательных задач.
Сущность метода
Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Классификационные признаки группировки методов:
- источник знаний;
- характер познавательной деятельности ученика;
- руководящая роль учителя;
- степень активности ученика;
- возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;
условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы как способы учебной работы:
- догматический - приобретение знаний в готовом виде.
- эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).
- исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.
Характеристика отдельных групп методов
- Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
- Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
- Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
- частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
- исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
- репродуктивные, проблемно-поисковые;
- методы самостоятельной работы и работы под руководством.
Методы стимулирования и мотивациии:
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
- методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнениии требований, поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля:
- устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
- письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический
самоконтроль).
Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
- классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
- деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).
Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.
Многообразие методов:
Словесные методы:
- объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
- рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
- работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
- изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
- повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
- описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
- рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
- беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.
Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Уровни принятия решения о выборе методов обучения:
1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
2-й-решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:
- способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;
- формируют у учащихся потребность в новом знании;
- направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
- ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
- обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности; содействуют овладению учащимися учебным умениями как инструментом познания; создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
|
|
|