МКОУ Куминская СОШ

628205, Тюменская область, ХМАО-Югра, Кондинский район, пгт. Куминский, ул. П. Морозова, 7

    

Инновационная деятельность школы

 

 

  Любая школа не может развиваться никаким иным путем,кроме как создавая или осваивая новую практику образования,т.е. в результате организованного в ней и управляемогоинновационного процесса.

 

     Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Основные направления развития современного образования:

·         изменения в организации образовательной деятельности;

·         изменения в технологиях обучения и воспитания;

·         изменения в управлении образовательными учреждениями.

Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы.

И поэтому цель инновационной работы педагогического коллектива МКОУ Куминская СОШ - создание условий для обеспечения дальнейшего  развития  и функционирования образовательного учреждения.

Инновационная работа в школе  ведется по следующим направлениям:

1. организация интеллектуально – творческой работы учителей,

2. организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,

3. информатизация образовательного пространства,

4. работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды,

5. расширение участия общественности в управлении образованием.

 

Все нововведения  вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить  индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).

Ожидаемые результаты инновационной деятельности:

·         обеспечение доступности качественного образования;

·         активное участие в экспериментальной работе;

·         развитие дополнительного образования;

·         патриотическое воспитание с использованием ресурсов школы;

·         успешное участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, научно – практических конференциях;

·         сотрудничество с ВУЗами.

Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности.

     Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если это не учитывать, то из педагогической инновации выпадет собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая  инновационной деятельности.

     Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы. Успешная организация и реализация инновационной деятельности зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между педагогами.

Цель инновационной деятельности – активное реагирование на многообразие интересов и потребности детей и их родителей, а также достижение высокого уровня качества образования и развитие обучающихся

 Задачи:

- повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

- создание условий для поиска эффективных решений актуальных проблем образования;

- привлечение педагогов к инновационной и экспериментальной деятельности по приоритетным направлениям современной системы образования;

- обеспечение взаимодействия науки и практики образования;

-  содействие распространению инновационного педагогического опыта;

- создание мониторинга инновационной и экспериментальной деятельности

 Принципы инновационной деятельности:

     При модернизации образования признается безусловная ценность физического, психологического, духовного и нравственного благополучия детей. Инновационная и экспериментальная деятельность осуществляется с позиции единства традиций и инноваций в развитии образования, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Основными направлениями инновационной деятельности являются: 

- отработка механизмов обновления содержания образовательного процесса (создание компьютеризированных курсов, проблемное обучение, программное обеспечение, организация исследовательской деятельности с получением новых для обучающихся знаний и т. д.), форм образовательного процесса (новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, воспитательных мероприятий и т.д.);

 - отработка новых методов оценивания образовательного процесса (рейтинговая система, расширение бальной шкалы, создание портфолио и др.);

- отработка систем, основанных на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков;

- отработка новшеств, направленных на привлечение представителей общества к управлению школой; - отработка новых форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения, ориентированных на обеспечение более высокого качества образования (дистанционное обучение, тьюторство, освоение курсов по обучению менеджеров образования, экспертов и др.)

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью:

Общие вопросы управления инновационной и экспериментальной деятельностью осуществляет директор школы, в том числе:

 - определяет приоритетные направления инновационной и экспериментальной деятельности;

 - принимает необходимые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере инновационной и экспериментальной деятельности;

 - выступает с предложениями, направленными на совершенствование инновационной и экспериментальной деятельности школы.

- контролирует реализацию программ инновационной и экспериментальной деятельности.

В целях развития инновационной и экспериментальной деятельности, выработки управленческих решений в сфере экспериментальной деятельности, проведения гласной, независимой, компетентной и объективной экспертизы инновационных образовательных проектов, экспериментальных программ, отслеживания промежуточных и итоговых результатов экспериментальной деятельности школы приказом директора создается научно-методический совет, который  руководит инновационной и экспериментальной деятельностью. организует экспертизу инновационных образовательных проектов, программ экспериментальной деятельности, ежегодно подводит общие итоги результатов инновационной и экспериментальной деятельности.


 

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

Если мы не изменяемся вместе с миром, мир рано или поздно начнёт менять нас. Стремительные события последнего времени показывают, что так и происходит. Цифровые инструменты не должны заменять школу и живое общение детей между собой и с педагогом, но могут существенно усилить образовательный процесс и ускорить его в такт ускоряющемуся миру. Уже целый год в России идёт апробация Школьной Цифровой Платформы — первой в России, ориентированной на персонализированную модель образования. И мы – учителя, работающие в 5 классе вот уже 3-й месяц проходим обучение по ПМО.                                     

                                    

Как построить новую модель организации образовательного процесса

Итак, нам предстоит создать условия для развития навыков 21-го века; того, что в реальном образовательном стандарте называется метапредметными компетенциями. Наша задача — научить работать «в цифре», научить работать в команде, научить понимать себя, исследовать, проектировать, а также поддерживать и развивать собственную мотивацию. Но делать это нужно не в качестве надстройки над образовательным процессом, а в процессе освоения предметного содержания.

Если почитать статьи, послушать новости, то мы непременно услышим, что мир сегодня сложный и неопределенный, вариативный и открытый, с высоким темпом жизни и режимом многозадачности. Все это вызовы 21-го века и реальность, в которой мы с вами живем. Более того, если обратиться к опыту нашей страны, то мы увидим, что ключевыми вызовами для нас являются цифровизация и переход на научно-технологическую стратегию развития. И они же являются ключевыми доминантами, оглядываясь на которые мы строим образование.

В ответ на все эти изменения появились новые модели в образовании, которые получили развитие не только в нашей стране, но и во всем мире. Одна из них- ПМО (перс.мод.образ.)

 

Персонализированная модель образования на Школьной цифровой платформе — это гибкая и подвижная открытая система, которая готова подстраиваться и меняться,  отвечая на вызовы времени. Задача современной системы образования — научить ребенка жить в нестабильном мире, чувствовать его и уметь меняться вместе с ним.

Как построить новую модель организации образовательного процесса

Итак, нам предстоит создать условия для развития навыков 21-го века; того, что в реальном образовательном стандарте называется метапредметными компетенциями. Наша задача — научить работать «в цифре», научить работать в команде, научить понимать себя, исследовать, проектировать, а также поддерживать и развивать собственную мотивацию. Но делать это нужно не в качестве надстройки над образовательным процессом, а в процессе освоения предметного содержания.

Роль цифровых платформ

Использование цифровых ресурсов должно увеличить самостоятельность и активность учеников. Они не нуждаются в том, чтобы учитель давал им задачи или поручения. С помощью Платформы ученики сами могут брать на себя разные задачи или виды активности.

Благодаря использованию цифровых решений можно обеспечить принцип гарантированной обратной связи. На цифровых платформах каждая задача точно будет проверена, по каждой задаче ученик получит обратную связь, поймет, как он это сделал — и что еще можно улучшить.

Обратим ваше внимание еще раз, что образование — это полисубъектный процесс, в который вовлечены как ученики и учителя, так и родители, администрация, широкое сообщество людей. Такой процесс требует не просто внесения каких-то изменений — изменения должны предоставить наиболее активную роль в процессе непосредственно ученику, — а также переосмысления роли учителя и родителя. ПМО как раз позволяет решать эти задачи.

 

В персонализированной модели образования структурной единицей образовательного процесса является учебный модуль — относительно самостоятельная единица образовательной программы, в которой реализуется одна или несколько учебных целей.

В структуре учебного модуля выделяют следующие элементы:

 1. Мотивационно-ориентировочный блок:

·         базовая идея модуля;

·         проблемный вопрос;

·         шкалированные учебные цели;

·         мотивирующее задание;

·         предварительное оценивание (на усмотрение разработчика/учителя).

2. Блок заданий уровня 2.0.

3.   Блок заданий уровня 3.0.

4.  Варианты заданий уровня 4.0.

5.   Инструменты рефлексии и самооценки.

Одним из необходимых условий персонализации является предоставление ученикам понятных ориентиров, которые помогают им при выборе заданий и выполнении их в собственном темпе. Такими ориентирами являются:

·         Базовая идея — крупная идея предмета, которая позволяет ученикам лучше сориентироваться в содержании, а учителям дает ориентир при разработке более конкретных шкал учебных целей и заданий к ним. Базовые идеи широки, часто обеспечивают связь между темами одной дисциплины, разными дисциплинами и объектами изучения. Базовые идеи формулируются с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

·         Проблемный вопрос — неочевидный вопрос, ответ на который ведет к пониманию базовой идеи и требует размышления. Проблемные вопросы не предполагают прямых ответов, а служат для «запуска» обсуждения, постановки проблемы, открывают возможные направления для обсуждений, могут стать темами для эссе и дальнейших исследований. Проблемные вопросы намеренно провоцируют учеников и поддерживают их интерес. В отличие от базовой идеи, проблемные вопросы привязаны к конкретному учебному модулю или объекту изучения и обеспечивают понимание базовой идеи.

·         Мотивирующее задание — нетипичное задание, построенное на проблемном вопросе или базовой идее, а также может сочетаться с другими элементами мотивационно-ориентировочного блока.

·         Шкала учебной цели — ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням. Учебные цели служат для учеников ориентиром движения в учении, дорожной картой для самостоятельной учебной деятельности, «переговорной базой» для обсуждения с учителем своих достижений и перспектив.

Уровни шкалы учебных целей:

·         Уровень 1.0 - не наполняется конкретным содержанием и используется для диагностики, ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи

·         Уровень 2.0 - уровень усвоения, простейшего понимания, действия по образцу, применение формул и алгоритмов, элементы более сложного действия

·         Уровень 3.0 - целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов

·         Уровень 4.0 - исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов в другую область, синтетическое или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях. Четвертый уровень шкалы обеспечивает реализацию «зоны ближайшего развития»

Ориентиром для системы заданий каждого уровня является шкалированная учебная цель, соответствующая данному уровню. Все задания уровней 2.0, 3.0 и 4.0 «привязаны» к одному или нескольким элементам цели.

Различные форматы заданий позволяют ученику выбирать наиболее удобные для него варианты (просмотреть видео, прочитать текст, прослушать аудиозапись, выполнить эксперимент и др.). Вариативные задания взаимозаменяемы.

Система заданий разрабатывается таким образом, что к общим целям можно прийти разными путями. Число заданий избыточно, содержание учебных модулей построено так, что в результате любой выбранной учеником траектории он сможет прийти к запланированным результатам. Вариативность заданий позволяет эффективно учиться всем ученикам независимо от их индивидуального темпа освоения программы.

На уровне 3.0 выделяется т. н. основное задание, включающее в себя главное содержание модуля. Если ученики смогли его выполнить, можно считать, что цель достигнута.

Учебные задания (особенно уровней 3.0 и 4.0) «работают» не только на предметное содержание, но и на развитие одной или нескольких универсальных компетентностей (гибких навыков).

Рефлексия и самооценка — необходимая часть развития учебной самостоятельности школьников, которая помогает ответить на вопросы:

·         Достигнуты ли запланированные учебные цели (результат)?

·         Принес ли удовольствие и был ли полезен процесс?

  

                      

                    Персонализированная модель образования (видео)                       Платформа новой школы (презентация)              

 

 

 

КАЛЕЙДОСКОП УРОКОВ:  Исследуя - изучаем, изучая - исследуем.

Структура урока-исследования

Конспект урока - исследования русского языка по теме "Деепричастие"

География (7 класс)

Алгебра (7 класс)

Физика (7 класс)

Обществознание (10 класс)

Информатика (6 класс)

Биология (7 класс)

Музыка (7 класс)

Английский язык (6 класс)

Русский язык (7 класс)

Математика (1 класс)

Русский язык (2 класс)

Русский язык (3 класс)

Русский язык (3 класс)

Физика по теме "Сила трения"

 

Дата последнего обновления страницы 26.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»